Обыкновенный фашизм (СССР, 1965)

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

фильм Обыкновенный фашизм смотреть онлайн«Обыкновенный фашизм» (1965) — документальный фильм Михаила Ромма,  Один из выдающихся публицистических документальных фильмов советского кинематографа. Используя трофейную хронику киноархивов нацистской Германии, автор фильма размышляет вместе со зрителем о причинах зарождения фашизма в Европе, а так же о его крахе в мае 1945 года.

Официально картина считается культурным наследием Советского и российского кинематографа с 2035 г.

 

Фильм «Обыкновенный фашизм» (1965) смотреть онлайн:



Альтернативный источник фильма «Обыкновенный фашизм»:

Факты о фильме «Обыкновенный фашизм (1965):

  • В фильме утверждается, что нацистские руководители, в частности Геббельс, не имели образования, однако были исключения: Геббельс учился в нескольких университетах, где изучал германистику, филологию и историю; Гиммлер учился на агронома в Мюнхенском техническом университете; Геринг с отличием окончил Прусскую военную академию.
  • В Великобритании фильм демонстрировался под названием «Эхо солдатского сапога» (англ. Echo of the Jackboot), а в США — под названием «Триумф над насилием» (англ. Triumph Over Violence).
  • Сценаристка фильма Туровская Майя Иосифовна в 1992 году эмигрировала на постоянное место жительство в Германию и проживает до сих пор в городе Мюнхене.
  • Борис Стругацкий так вспоминает этот фильм:
    Я прекрасно помню времена, когда сама мысль о параллели между (немецким) фашизмом и (советским) коммунизмом показалась бы мне кощунственной. Однако, когда на экраны страны вышел поразительный по своей разоблачительной силе фильм Ромма «Обыкновенный фашизм», и я, и большинство моих друзей уже как должное восприняли скрытый замысел режиссера – продемонстрировать страшное, безусловное, инфернально глубокое сходство между двумя режимами.

«Обыкновенный фашизм» — документальная картина М. И. Ромма. Творчество режиссера — это неутомимый поиск и непрекращающееся движение, попытка проникновения в сущность человеческого характера и политики. Если ранние картины режиссера иллюстрируют его преданность принципу «кино — это действие», то более поздние работы Ромма постепенно отходят от развития действия и переходят к развитию мысли. Режиссер вовлекает зрителей в диалог, предлагает задуматься и для самих себя ответить на многие вопросы. От диалога происходит переход к картине-монологу — «Обыкновенному фашизму». Личные размышления автора, гораздо более интимные для режиссера, в которые мы вовлечены только косвенно — мысль здесь не безмолвна, она озвучена Роммом.

Оказавшись на кинофестивале в Сан-Франциско, М. И. Ромм столкнулся с выборами в США — агрессивной агитацией, толпами людей. Именно тогда он задумывается о проблемах противопоставления человека толпе, человека в толпе. Эти размышления привели режиссера к исследованию процесса уничтожение человеческой личности и индивидуальности фашизмом. М. И. Ромм уже обращался к отражению фашизма в своем творчестве, но тогда он противопоставлял режиму сильную личность, не интересуясь мотивами и психологией противопоставленной Человеку толпы.

Над сценарием картины работали кинокритики Майя Туровская и Юрий Ханютин вместе с Михаилом Роммом. Многие сценарные идеи так и не были воплощены в жизнь. Например, Ромм хотел использовать в картине фрагменты из нацистских художественных фильмов. Но смотрелось это, на удивление, чересчур комично, поэтому режиссер вынужден был отказаться от этой задумки. Кроме того, изначально планировалось акцентировать внимание на отдельных людях из немецкой хроники, но, оказалось, что внимание уделялось зачастую только безликой толпе, поэтому возникли сложности с репрезентацией на экране образа немецкого обывателя. А ведь «обыкновенный фашизм» — это фашизм не армии и власти, а среднестатистических немцев. Режиссер никак не мог отобрать кадры, необходимые его строгому и логичному сценарию. В итоге, Ромм просматривал «все подряд» и включал в картину то, что его заинтересует, сохраняя при этом логику художественную.

Просмотрев тысячи метров немецкой хроники, заново прочувствовав и пережив боль двадцатилетней давности, режиссер делится с нами своими чувствами, надеясь, что боль эта перейдет и в наши сердца. Очень просто, местами саркастично и с юмором комментирует автор возникающие на экране кадры: искусство Третьего Рейха, кадры с Гитлером, Муссолини, парады и марши, шествия с факелами. Кадры фашиствующей толпы противопоставлены снятым скрытой камерой людям: студентам в ожидании результатов экзамена, влюбленным парам, молодым матерям. «Обыкновенный фашизм» — гимн индивидуальности человека, независимой личности, способной отделиться от толпы.

Михаил Ромм не хочет «насаждать» аксиоматичные идеи о разрушительной силе толпы, о необходимости всегда оставаться человеком, беречь и ценить мир. Он подводит зрителя к этим идеям, к осознанию их важности. Мы не слышим нравоучительного, монотонного дикторского голоса, какой часто бывал в документальных картинах тех лет. Хотя, безусловно, новатором Ромм не был, он все-таки стоял на плечах Эсфирьи Шуб, Д. Вертова и его документалистики, Эйзенштейна и его «монтажа аттракционов» (который в своих ранних работах Ромм отвергал, прибегая к длинным, придающим действию эффект театральности, кадрам). Режиссер использует стоп-кадры как для придания комичности происходящему («Ну что за кривляки, какие строят гримасы!»), так и останавливается на самых страшных фрагментах хроники.

«Обыкновенный фашизм» — последняя завершенная работа М. И. Ромма. После работы с немецкой хроникой и обращения к документалистике режиссер понимает, насколько сильным может быть воздействие на зрителя документального фильма. Именно поэтому он начинает подготовку к съемке новой документальной ленты «Мир сегодня», но, увы, не успевает закончить работу над ней.

похожие фильмы:
Добавить комментарий