Иваново детство (Мосфильм, 1962) HD

Иваново детствоКинокартина «Иваново детство» снята талантливым советским кинорежиссёром Андреем Тарковским по мотивам повести В.Богомолова «Иван». Один из лучших фильмов в истории мирового кино о войне, и о детстве. Повествование идёт от лица молодого лейтенанта и содержит несколько случайных встреч с Иваном — двенадцатилетним разведчиком, все близкие которого погибли. Рассказ написан по отношению к герою «извне»… Фильм «Иваново детство» по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война — всё увидено как бы глазами Ивана. Детство юного Ивана закончилось в тот момент, когда его близкие были казнены немцами… С тех пор он живёт только одним – желанием отомстить и уничтожить как можно больше нацистов.


Альтернативный источник фильма:

Нетипичная военная драма.

Очень тяжело воспринимать этот фильм, глядя на название… Ведь «Иваново детство» показано страшной, хоть и непродолжительной, драмой, без какого-либо намёка на этот замечательный период в жизни. Хотя, возможно, добавление «детства» в название произошло из-за ранее забракованного фильма «Иван» по рассказу Владимира Осиповича Богомолова, и Андрей Тарковский просто решил дать картине другое название, дабы не повторяться. Однако гораздо правдоподобнее кажется, что в названии всё-таки скрыт художественный замысел, и повторения тут ни при чём. Тем более замыслу было место, поскольку в СССР в основном военное кино снималось про ничем не выделяющихся внешне солдат, простых, но взрослых людей. Даже девушки фигурировали в таких фильмах редко и то в основном по духу Вероники из «Летят журавли», что уж говорить про детей. Название «Иваново детство» сразу-таки заявляет о том, кто будет главным героем.

Но оно всё равно рождает парадокс. Да, Иван Бондарев, сыгранный тогда 14-летним будущим народным артистом России Николаем Бурляевым, — ребёнок, который вдвое меньше всех здоровых мужиков-военных, обитающих в окопах и в штабах. Но с первого взгляда и не скажешь, что этот паренёк — ребёнок или вообще человек, в жизни которого было детство. Его грубое приказное общение с молодым лейтенантом Гальцевым, который и оплеуху мог бы отвесить за подобный тон, проявление гонора в сторону подполковника Грязнова только на первый взгляд выдают в нём какого-то невоспитанного человека. По ходу фильма становится ясно, что таковым Иван стал из-за войны, и всё, что осталось от его-молодого — это тело и несломавшийся голос. В душе он чуть ли не перерос абсолютно всех офицеров, с которыми общался. Так что право кричать на штатских ему дано морально, можно и так сказать. И как становится ясно, они ничего не могут ответить пацану. Гальцев, который и пороху не нюхал ещё, не может выкинуть возражения в его сторону, крикнуть, усмирить, а максимум Грязнова — это отцовская угроза дать ремня, что смотрится просто смешно: разве человека, прошедшего концентрационный лагерь, бежавшего от смерти километры и километры, переплывшего водоём, который и шкаф здоровый не осилит, — разве можно такого человека ремнём подавить? Да его и Ванькой-то назвать язык не повернётся, настолько его взрастила эта война.

Но почему Иван такой? Что сделало его не вовремя выросшим? Ответ очевиден. И он не заключается в порой буйной игре неопытного Николая Бурляева и заторможенности остальных участников сцен. Опять же, все остальные офицеры на его фоне кажутся сосунками какими-то. Зачастую они не думают о наболевшем и не ведут себя, как хлебнувшие боёв, а наоборот, проявляют жизнь и банальное человеческое счастье. Военно-полевой врач Маша, сама того не ведая, двоих сводит с ума своей красотой, тогда как рядом — фронт и немцы, постоянно стрельба. Даже если война потрепала каждого, Ивану досталось больше всех из присутствующих рядом. Здесь кроется отличная реализация Тарковским идеи показать войну, как безумие, как психическое насилие над человеком ещё до размашистого «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Сам Андрей Арсеньевич говорил, что «пытался анализировать состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребёнка…» В «Ивановом детстве» главный герой резко переступает порог созревания личности. Его разум попросту отторгает короткое счастливое прошлое, как что-то инородное. Это прошлое является Ивану во снах, которые не выглядят ярко и красочно, а являются психоделической проекцией, где разговор с матерью заканчивается самым страшным, а поездка в грузовике с яблоками снята в смеси негативного и чистого изображения с совмещением кадров, явно действующего с отдачей на глаза. Но Иван не кажется умалишённым, так как самой психоделики в картине присутствовало много. Лучше всего это видно на фоне старика, у которого немецкие бомбы уничтожили всё, кроме печки, петуха и калитки, которую он закрывает, будто всё вокруг целое. А ещё постоянные выстрелы, музыка, тела убитых Ляхова и Мороза… Словом, ужас.

Однако этот фильм всё равно рождает надежду, не имея никакого намёка на радость. Мало того, «Иваново детство» ещё и повествует не о героях или мужественных бойцах, а делает акцент на психологизм. Главный герой здесь кажется волком, который голыми зубами готов порвать захватчиков за смерть семьи, который видит в этой нации одних сволочей и подонков, люто их всех ненавидит, отчего и рвётся в разведывательную группу — всё ради мести. Но, получая вполне логичный отказ со словами «Не твоё это», он начинает обижаться и кочевряжиться, как обычный ребёнок. И он же играет с ножом в одной сцене, где воображаемая попытка расплатиться с нацистом переходит в тяжесть и слёзы. Со знакомыми он общается по-братски и без резких нападок ни с того, ни с сего. То есть Иван — не ненормальный и может жить в мире, а стремление покарать фашистов — вообще отголосок любого советского человека того времени, которому враг нанёс бесценный моральный урон. Возможно, именно так Андрей Тарковский попытался передать боль каждого, и неважно, ребёнок он или взрослый. Правда, на фоне одного Ивана немного бесцельно выглядит образ женщины в фильме. Если мама героя и сестрёнка выступают как довоенные воспоминания, то Маша зачастую болтается на пустом месте и особо не фигурирует ни в сюжете, ни в атмосфере.

«Иваново детство» примечательно и тем, что является прорывной работой для Советского кинематографа чуть ли не впервые со времён фильмов немой эпохи. О нашем кино в 1962 году заговорили вновь, когда Тарковский выиграл с ним «Золотого льва» на МКФ в Венеции. Также этот фильм стал первым полнометражным для режиссёра после окончания им ВГИКа на «отлично». Со временем Тарковский станет одним из величайших режиссёров в истории, и значимость его первой работы возрастёт, поскольку выдать такого качества дебют очень дорогого стоит. Сейчас же «Иваново детство» среди прочих входит в различные списки величайших фильмов, в IMDB и на КиноПоиске имеет равные оценки — 8,1. И если на российском киноресурсе фильм-таки находится худо-бедно в топ-250, то в IMDB-шный очень обидно не попадает. Совсем недавно картина набрала необходимые для попадания в тамошний топ 25 тысяч голосов от зрителей, но под натиском других работ с похожими оценками в 250 лучших не проходит.

8,5 из 10.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий