Ножиков

Брызги шампанского (СССР, 1989)

Брызги шампанского фильм 1989«Брызги шампанского» — фильм  снят по повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева  -«Отпуск по ранению».

История нескольких недель, которые провел после лечения в госпитале молодой лейтенант Володя в Москве летом 42-го года. Сразу после приезда в Москву он узнаёт, что его любимая тоже собирается идти на фронт, а войне еще не видно конца, рядом гибнут люди — и от этого совсем не радостно его возвращение. Володя никак не может свыкнуться с московской обыденной жизнью. Он отказывается от предложения служить без особого риска под руководством генерала-отца полюбившейся девушки Тони — для него это значило бы предать боевых товарищей…

«Брызги шампанского» смотреть онлайн:



Альтернативный источник фильма:

Не убит подо Ржевом…

Молодой лейтенант Володя после ранения подо Ржевом едет в отпуск к матери в Москву, где в разгар войны идёт почти мирная жизнь — очереди за водкой и пивом, рестораны для номенклатурной аристократии, вечеринки, девушки… Но Володе от этого слегка не по себе. А, может, и не от этого…

Прошедший незамеченным фильм Станислава Говорухина не то, что бы открывает нечто новое в военной теме — в конце концов, тема мирной жизни в войне всплывала и раньше, в Летят журавли или же в относительно недавнем к тому времени Человеке с аккордеоном, но все же стоит немного особняком.

Во-первых, потому что «тыловые крысы» показаны не в густо гротескных красках, а почти по-человечески. Всё-таки в военных фильмах всегда солировали фронтовики, а фон чаще выступал обрывочно, типично и бесхарактерно, даже в признанных шедеврах. Говорухин во многом его очеловечил, хотя и не без перекосов. Тут тебе и безымянные перебивающиеся случайной выпивкой и заработком инвалиды (Лев Борисов), и «золотая молодежь», далекая от осознания трагедии войны, воспринимающая ее большей частью витально, и лишившаяся жениха невеста (Светлана Рябова), видящая его едва ли не в каждом вернувшемся с фронта, и юная романтичная девушка-максималистка, ожидающая фронта как помолвки. Но два персонажа показаны ещё глубже — дипработник Сергей (Олег Меньшиков) и генеральская дочка Тоня. Во всяком случае, они выбиваются из своей среды.

Первый является образцом естественного и социально поощряемого прагматизма, заставляющего трезво смотреть на своё место в действующем порядке — мир в тылу для него естественен, даже нормален. И он всеми силами старается убедить в этом Володю, казалось бы ещё не утратившем юношеского максимализма (в духе тех же «тыловых крыс»). Однако Говорухин разворачивает историю так, что Сергей, скорее, пытается убедить не друга, а самого себя и успокоить свою совесть. В известной мере тем же занимается и Тоня, принадлежащая, с одной стороны, к миру той самой золотой молодёжи, а с другой — с отцом и братом военными… Для неё раненый лейтенант — это не просто увлечение пришедшим с передовой и выбивающимся из привычного для неё ряда парнем. Это способ оставить в живых хоть одного вырвавшегося из мясорубки человека и тем искупить своё существование в тылу…

Вот тут пора ввести и вторую боевую во всех смыслах единицу — собственно лейтенанта Володю. Правда, возникает определённая сложность — то ли этот мальчик в исполнении Алексея Бурыкина плохо сыгран, то ли режиссёр задаёт высокую планку взросления своего персонажа, потому и делает пафосно невыносимой сцену в ресторане, почти пристегнутую постельную сцену и болтающуюся по ходу действия первую любовь (?) лейтенанта и его мать (хотя в финале она своей репликой озвучивает главный сюжетный поворот). Странно, что именно в этих сомнительных с художественной точки зрения эпизодах и появляется стремление парня выразить злость за свои мучения (отнюдь не физические), быть близким с неродным, но ментально пережившим схожее человеком и уйти от неприятных разговоров с близкими до войны людьми… Влюбленность для него и вовсе шанс избавиться от пережитого (папа возлюбленной — чин высокий, к тому же предлагается боевая часть), тем более что он-то вроде уже и заплатил кровью… Однако же оказывается, что и здесь есть ему укор. Неслучайно опасаясь именно этого, Володя откладывает встречу с вдовой товарища. Но поезд на передовую решает за него. Своеобразно повторяется лейтмотив Ростоцкого из «А зори здесь тихие» о старшине Васкове, несущем крест за 5 девчонок, и выражен в уходящем вдаль вагоне…

Говорухин и автор сценария-фронтовик Вячеслав Кондратьев дают два маяка для зрителя — город Ржев, ставший символом огромных потерь нашей армии, и танго «Брызги шампанского», в котором сквозит пьянящее мирное забытье. Нетрудно догадаться, что выберет лейтенант, труднее ему было делать этот выбор, тем более что вряд ли найдётся советский человек, не знающий великих строк Твардовского… О том и кино.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий