Битва за Окинаву (Япония, 1971)

( 3 оценки, среднее 4.33 из 5 )
Доступно для зарегистрированных пользователей

битва за окинаву фильм 1971 Последней и наиболее крупной десантной операцией американских вооруженных сил на завершающем этапе Второй Мировой войны была операция «Айсберг», направленная на захват острова Окинава. Для японцев Окинава — это был последний рубеж на пути ненавистных американцев на прекрасную родину. Поскольку в живой силе Япония сильно проигрывала, основная надежда Японии возлагалась на смертников камикадзе.

Фильм «Битва за Окинаву» (1971) смотреть онлайн:

По ту сторону кинематографа…

Очень тяжёлый фильм. Просто невероятно тяжелый. И причин у этой тяжести довольно много. Тут и стандартная для фильмов о войне психологическая тяжесть событий показанных в картине, и непривычный подход к съёмке, о котором я скажу чуть позже, но самое главное это абсолютно непривычный и даже чуждый менталитет как персонажей, так и создателей, который ощущается тем больше, чем дольше смотришь… А картина, к слову сказать, идёт почти два с половиной часа.

О фильме.

Первое, что бросается в глаза когда начинаешь смотреть ленту это абсолютно не свойственный подобным фильмам способ подачи материала. Понятное дело, что по началу для западного, а особенно американского зрителя ‘Битва за Окинаву’ станет чем-то абсолютно чуждым именно из-за полностью непривычной режиссуры. С российским зрителем слегка другая ситуация. Есть в этом фильм какое-то воздушное, едва уловимое сходство с советским кинематографом, особенно в первый час ленты.

Впрочем, как только начнутся боевые действия, всё станет привычно и знакомо и для тех, кому не довелось посмотреть советской классики, ибо сцены боёв сняты, не побоюсь этих слов, в лучших традициях американских военных фильмов. Может чуть-чуть менее масштабно и выхолощено, но не стоит забывать, что и год производства 71-ый, а не 98-ой, как у Рядового Райна, или 2002-ый, как у ‘Говорящих с Ветром‘ и ‘Мы были солдатами‘. Но если исключить некоторую блёклость картинки и некоторые другие огрехи, например, краску вместо крови и заметную резиновость оторванных конечностей, то постановка боевых сцен ничуть не уступает таковой в Голливуде, а в чём-то даже превосходит. Очень порадовало то, что оператор не был с перепою или контужен, как это свойственно современным картинам с трясущейся почём зря камерой.

Отдельно стоит отметить обилие исторической хроники. Поначалу лично у меня создалось впечатление, что фильм практически документальный, но с дополнительными постановочными сценами, например, как на BBC, Discovery или Viasat History, но во втором часе хроника пропадает и больше не появляется. Кстати с этим связанна одна забавная штука. В первой половине фильма лично у меня создалось впечатление, что чем дольше паузы между хроникой, тем сильнее проседает картина.

Условно говоря, ‘Битву за Окинуву’, можно разделить на две части: До первых боёв, и после них, так как картина действительно претерпевает очень сильные изменения.

О сути…

Ценность этой ленты, лично для меня, это разрыв шаблонов… Причём полный и абсолютный. Что (именно ‘что’) такое японский солдат до просмотра ‘Битвы за Окинаву’??? Лично во мне американцы с их вечными победоносными высадками воспитали ряд чётких стереотипов, например: японский солдат громко кричит, быстро умирает, иногда успевает насадить кого-нибудь из второстепенных персонажей на штык или располосовать катаной, и всегда готов надеть повязку камикадце. Он вообще не думает. Его задача броситься на бравых амеровских морпехов и, обдав округу сочным красным фонтаном, завалиться в грязь, где и затихнуть.

Так вот — ‘Битва за Окинаву’ практически о том же, только солдаты там боятся, паникуют, бывают недовольны командованием, собирают волю в кулак, чтобы проявить мужество и многое другое, что так свойственно любому простому человеку.

Отдельно хочется подчеркнуть практически полное отсутствие в фильме образа врага. Не смотря на то, что бои идут практически две трети ленты, американцы, как враги (имеется ввиду не противники, а именно враги) появляются только к концу. Опять-таки, вспомнить любой голливудский блокбастер, так там всегда найдётся ужасный вражеский командир с неправильным (читай: нацистским, японским, русским или любым другим не американским) гражданством, который в первую же минуту своего экранного времени с садистским удовольствием совершит какую-нибудь мерзейшую мерзость и с самого начала оправдает героического американца, который убьёт его в конце.

В этой ленте такого нет. Зачастую в штыковых замесах вообще не понять кто условно ‘свой’, а кто нет. В пыли и дыму боя сцепившиеся и катающиеся по земле люди практически не различимы.

О менталитете.

Слава тебе кто-бы ты ни был, что мне довелось посмотреть довольно много картин Куросавы и вникнуть в них, иначе бы я точно не мог понять, почему все в этом фильме так жестко интонируют свои реплики и кричат друг на друга почём зря.

Очень интересно наблюдать за преемственностью ярких и самобытных поведенческих особенностей японцев.

С другой стороны как-то странно смотрится тот факт, что командование на местах с завидным постоянством обсуждает и даже иногда пытается оспаривать приказы вышестоящего начальство. Мне казалось, что у них было гораздо жестче с дисциплиной. Впрочем, и тут разрыв шаблонов.

Казалось бы, у фильма столько плюсов, что надо ставить 10 из 10 и заканчивать с писаниной, которой и так уже много.

Не получается.

О минусах фильма.

Самый главный и жесткий минус фильма это его продолжительность и однообразность. Кажется, что режиссёр поставил себе целью показать всю тщетность и самоотверженность японского народа, который сопротивляется изо всех сил, но уже к середине всё происходящее начинает утомлять. В двух словах всё это можно описать так:

Генерал молча слушает советников, те обсуждают стратегию, тут же кричат раненные, снуют медсёстры и периодически выходят в атаку рядовые, которых безжалостно косит американская очередь. Стреляют с той стороны мгновенно и точно, кто и сколько не показали ни разу. И так по кругу.

Режиссёр с каким-то особо странным рвением зацикливает внимание на сепарации конечностей и прочих перекатываниях из стороны в сторону людей в окровавленных повязках на всех местах. Нет, я не спорю, война ужасна и не стоит об этом забывать, даже стоит напоминать. Но не всё время же. Или если всё время, то хотя бы как-нибудь по-разнообразнее.

Места уже не хватит, потому напоследок о главном, с моей точки зрения, минусе фильма.

‘В этом сражении погибло две трети жителей Окинавы.’ Именно эту фразу говорит нам закадровый голос в самом конце. Честно, услышав это я с сарказмом хмыкнул, ибо последние минут двадцать нам показывают, как японцы стройными рядами заканчивают жизнь самоубиствами. Причём во всех возможных вариантах… Для генерала — харакири, для простых солдат — граната, для раненых — бритвой по венам, для врачей и медсестёр — яд, для крестьян — серпом по горлу. И трупы, трупы, трупы.

Чего режиссёр хотел этим добиться? Показать героизм людей, которые не даются врагу? С моей точки зрения это не героизм, а идиотизм… Когда солдаты гробят друг друга, вместо того, чтобы выйти и броситься в последний бой на врага (хотя такие в фильме тоже есть).

P.S. В общем же. ‘Битва за Окинаву’ весьма любопытное зрелище, посмотреть которое стоит хотя бы для того, чтобы сформировать о нём своё собственное мнение.

6 из 10

Но с признанием достоинств картины.

похожие фильмы:
Добавить комментарий