Звезды (ГДР, Болгария, 1959)

( 5 оценок, среднее 3.8 из 5 )
Доступно для зарегистрированных пользователей

звезды 1959 фильм смотреть онлайн«Звезды», мужественная и суровая картина, поставленная немецкими кинематографистами, разительно отличается от тех слащаво-сказочных фильмов, которые в наше время заполнили экраны кинотеатров, наподобие картины Спилберга о Холокосте. Германскую Демократическую республику основали люди, которые воевали с фашизмом или пострадали от него, люди, ненавидевшие фашизм. И когда снимали эту картину, еще была свежа в памяти минувшая война, были живы люди, прошедшие концлагеря, и постановщики фильма не могли лгать. В послевоенные десятилетия на экранах не раз появлялись фильмы о концлагерях Маутхаузен, Треблинка, Освенцим…

Читать далее

Документальные или художественные, они неизменно заставляли сжиматься сердца от ужаса и боли. Трудно сохранять спокойствие и бесстрастность, рассказывая об этом. Но авторы «Звезд» сумели избежать внешних проявлений трагизма, их рассказ отличается сдержанностью и простотой. В картине нет изображения ада, нам показывают только промежуточный этап на пути к нему, но от этого не менее страшно.

Режиссер и исполнители главных ролей сумели создать убедительные образы и характеры. Талантливо и своеобразно пластическое решение фильма, сочетающее в себе теплый лиризм, живописность и тревожную экспрессию. В фильме звучат песни на идише «Горит!» / S’brennt и песня Eli Eli (Автор слов — Ханна (Хана) Сенеш (1921-1944) — национальная героиня Израиля, венгерская и еврейская поэтесса, партизанка Второй мировой войны. В 1942 году она написала на иврите стихотворение «По дороге в Кейсарию». В 1945 году композитор Давид Зеави положил эти стихи на музыку, песня была названа «Мой Бог, мой Бог…»).
Холокост в современном мире стал важным понятием, вызывающим яростные споры. Одни отказывают ему в каком-либо праве на существование, для других он стал уже религиозным понятием. Еврейско-цыганский холокост (так политкорректно надо теперь его называть) давно уже вышел за рамки морально-этических понятий о массовых убийствах и стал циничным инструментом большой политики. Заключенные, вызвавшие споры и погибшие в немецких концлагерях, не были героями или злодеями. Они были люди, просто люди, которые хотели обычного человеческого счастья, семьи, детей, они хотели жить, смеяться и, конечно, любить, но всего этого их лишил фашизм.

Фильм «Звезды» получил широкое признание во всем мире. Призы: «Серебряная пальмовая ветвь» на Xll Международном кинофестивале в Каннах (1959), Золотая медаль кинофестиваля в рамках Vll Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), почетный диплом Международного кинофестиваля в Эдинбурге (1959). Картина с успехом шла в прокате СССР в 1960 году. В 1960-х «Звезды» часто показывали по нашему телевиденью, как и много других картин на еврейскую тему и темы Холокоста: «Эшелон из рая» 1963 ЧССР, «Девятый круг» 1961 Югославия, «Конец нашего света» 1965 Польша и многие другие фильмы. В 1995 году картину «Звезды» назвали в числе 100 лучших немецких фильмов.

Фильм «Звезды» (1959) смотреть онлайн:

Штучный продукт советской киношколы

Конрад Вольф за свою не столь уж и долгую жизнь снял не много фильмов. Но это как раз тот случай, когда вклад режиссера в искусство никак нельзя оценивать количеством. Кино производства Восточной Германии сегодня принято вспоминать с ироничной усмешкой, как глубоко идеологизированное и полностью контролируемое всемогущей «Штази». Но никому и в голову не придет сказать так о фильмах Конрада Вольфа – даже при том, что его родной брат создал и много лет возглавлял знаменитую на весь мир Госбезопасность ГДР. И международное признание, которое получали фильмы немецкого художника, было заслужено им без какой-либо помощи извне. Номинироваться на Оскар, получая призы в Каннах, никакой «Штази» бы не удалось. А начало мировой славы режиссера положил снятый им в 1959 году пронзительно-лиричный фильм о невозможной любви на жестокой войне.

Вольф вообще снимал о войне много, слишком уж глубокий след она оставила в его душе. Добровольцем уйдя в Красную Армию в 17 лет, даже не закончив школы, он провел на фронте три долгих года, закончив войну лейтенантом и комендантом маленького городка под Берлином. Вот только эпохальных сражений, грандиозных битв и эпических подвигов в его картинах никогда не было. Потому что Вольф снимал кино о людях. О тех, кого война развела по разные стороны баррикады, кого она перемолола своими безжалостными жерновами и кто смог, несмотря ни на что остаться человеком. Или человеком стать.

В «Звездах» Вольф как раз и рассказывает историю превращения винтика в механизме военной машины в Человека с большой буквы. А заставляет его вспомнить о том, кем он является на самом деле, помогает достучаться до заскорузлой в огне сражений души Любовь. Совершенно невозможная, абсурдная, противоречащая всем законам здравого смысла и логики – словом, именно такая, что только и может пробиться сквозь толстый слой отчуждения, которым пытается отгородиться от окружающего его кошмара вынужденный существовать в ненавистном ему мире человек.

Унтер-офицер Вальтер, после тяжелого ранения на Восточном фронте, где он потерял одного за другим трех братьев, воспринимает назначение в гарнизон тихого болгарского городка как синекуру. Здесь он предается блаженному ничегонеделанью, занимается любимым рисованием, посещает по вечерам бар с приятелем… Словом, мало-помалу забывает, что где-то идет война и он все еще вынужден носить военную форму.

Но однажды гарнизону, в котором служит молодой человек, поручают охрану временного лагеря еврейских переселенцев… То есть, это Вальтер до поры до времени считает их такими, не желая знать и замечать правды о лагерях смерти и расовой политике, до которых ему нет никакого дела. Но девушка из лагеря внезапно становится для унтер-офицера ближе всех в этом мире. И вот уже он начинает потихоньку наводить справки о пункте назначения, куда должны этапировать группу евреев. А узнав, что скрывается за названием Освенцим, приходит в ужас…

Впрочем, это все – лишь канва и синопсис фильма. Вольф не вскрывает язвы и не показывает ужасы нацизма: все это остается за кадром. Наоборот, в его картине нет преступников, садистов и негодяев. Курт, лучший друг Вальтера, например, ничего против евреев не имеет – он просто выполняет приказ и хочет как можно быстрее избавиться от навязанной ему обузы. Точно так же думает и главный герой ленты – пока не встречается с глазами Рут. Любовь заставляет Вальтера оглянуться вокруг себя. И внезапно оказывается, что раньше он видел мир совсем под другим углом. Что прятал голову в песок, подобно страусу. А теперь, чтобы спасти свою любовь, он должен переступить через все то, во что раньше не то, чтобы верил – считал исполнением долга. Но долг перед преступниками, и долг перед Любовью – что важнее? Для Вольфа этот вопрос просто не стоит. Ни о каких коммунистических и социалистических идеалах «Звезды» даже не заикаются. Не до них ни Вальтеру, ни Рут… Они попали в жернова, которые не позволят им не то что быть вместе – просто выжить. Потому что из Освенцима – не возвращаются, и потому что уделом прозревшего унтер-офицера отныне может стать только самоубийственная месть… Но гораздо важнее, что они остались (или стали) людьми. Тогда как подобные Курту уже давно превратились в ходячих мертвецов.

История, рассказанная Вольфом без всякой сентиментальности и почти безыскусно, тем не менее, буквально прожигает насквозь. Все, что снимал этот режиссер было пронизано искренностью и болью за свою страну и свой народ (и за немцев, и за евреев к которым он принадлежал по крови). Это очень «тихий» фильм – не переполненный хлещущими через край эмоциями, не блещущий фейерверком эффектных планов, не сверкающий через край яркими событиями. Камерное действие, скупые жесты, приглушенные разговоры: отчаяние и надежда, жертвенность и мрачная решимость – все пряется где-то в глубине душ героев, но благодаря актерам (Юргену Фрорипу и Саше Крушарской) и мастерству режиссера раскрывается перед зрителем.

«Звезды» – производное советской киношколы. Но это ее элитный продукт. Такой же, каким был «Летят журавли» Калатозова или дебют Тарковского «Иваново детство». Традициям советского кино в дальнейшем Вольф не изменял никогда. И пусть другие его картины не получили столь широкой известности за пределами ГДР как «Sterne» в истории имя Конрада Вольфа останется именем настоящего мастера.

похожие фильмы:
Добавить комментарий