Завтра была война (СССР, 1987)

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

завтра была война фильм 1987 смотреть онлайн в хорошем качестве По одноименной повести Бориса Васильева. 1940 год. Маленький провинциальный город. Девятиклассница Вика Люберецкая читает стихи «запрещенного» поэта Сергея Есенина. Вскоре как «врага народа» арестовывают ее отца. Учительница устраивает настоящую травлю девочки. Но завтра — война, и большинству школьников суждено погибнуть… В фильме использована музыка 30-х годов и сочинения Вивальди.

Фильм «Завтра была война» (1987) смотреть онлайн:

Даже не знаю с чего лучше начать: с сюжета или обсуждения непосредственных создателей данного кинополотна. Вероятно со второго, так как без понимания некоторых вещей о личностях, ответственных за фильм, будет сложно понять откуда растёт всё остальное.

Итак: на мой взгляд главным, стержневым автором этой ленты является Борис Васильев — выдающийся советский сценарист и прозаик, добившийся поразительных успехов именно в Советском Союзе и получивший всенародное признание за такие шедевры, как «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Аты-баты, шли солдаты» и прочие. Но вот что любопытно. Оказывается автор создавал всё это, что называется, держа фигу в кармане, ибо его реальное отношение к описываемому периоду проявилось лишь на закате СССР, когда подул ретивый ветер «Перестройки», «Гласности» и обличения ужасного советского прошлого, частью которого сам Васильев, безусловно, является.

Перековавшись на новый лад, автор тут же стал лютейшим антисталинистом, а работы его мгновенно начали напоминать, например, солжениценские.

Собственно, если мы пристально посмотрим на сюжет фильма «Завтра была война», не с художественной, а с исторической точки зрения, то незамедлительно увидим, как в нём преображается реальность. Картина повествует о 40-х годах — самое преддверие войны… и что мы видим? Ведущего авиаконструктора забирают в ночи за… что? За чтение Есенина? За его высказывания о презумпции невиновности? Директора школы, за призыв на похороны ученицы, снимают с должности и исключают из партии.

Странно. Ведь годы Большого Террора, когда подобная ситуация хоть как-то гипотетически могла иметь место в реальности — прошли. Они закончились в октябре-ноябре 38-ого. В сороковом подобное уже было невозможно, особенно учитывая, что страна всеми силами готовилась к неизбежной войне.

Впрочем, для Васильева, считавшего Сталина тупицей (это прямая цитата, если что), подобные вещи не очевидны. Без понимания его отношения к собственному прошлому, многие вещи в фильме кажутся откровенно идиотскими, а вот с пониманием — тут же начинают говорить, но не столько о времени, сколько о самом авторе.

О чём я? Например, о том, как в фильме изображены люди — светлые и чистые детишки, которые выглядят значительно взрослее, чем должны были бы быть, учась в школе. Одухотворённый, интеллигентный конструктор, мудро рассуждающий о смыслах с одной стороны и тупая совкотня с другой. Этих персонажей в фильме по меньшей мере двое — учитель в школе и тоталитарная, истерично хрипящая по любому поводу мамаша главной героини — Искры. Более ходульных и картонных персонажей сложно себе представить, настолько авторы постарались в заполнении их лишь одной чертой. Даже сцены с ними в финале, которые по идее должны приоткрыть внутренний мир этих людей и показать их хоть сколько-то человечными, вызывают лишь недоумение. Впрочем, посыл понятен — нужно было показать, как режим внутренне ломал даже самых преданных его слуг.

И тут мы переходим непосредственно к тому, что льётся на нас с экрана, а именно — махровая антисоветчина в самом что ни на есть прямолинейном и вульгарном виде. Да, картина ещё хранит в себе советскую школу кино, а значит повествование получилось цельным, актёрская игра, пусть и не блистательная, но всё же не вызывает боли в зубах. Пожалуй, только работа оператора показалась мне какой-то уж очень примитивной, хотя, для советского кино это, в общем-то, не ново и довольно стандартно.

А вот к режиссуре определённые претензии есть. Например, рельсовая прямолинейность и чёткая позиция, которая навязывается зрителю с первых кадров. В самом фильм авиаконструктор, рассуждая на тему того, что должно пробуждать в человеке искусство, говорит о вопросах, о том, что они предпочтительнее восклицательных знаков. И это рассуждение кажется мне ценным. Жаль, что режиссёр не прислушался к персонажу собственного фильма и взгромоздил перед нами самый настоящий восклицательный знак. Осталось только стрелками указать, кто хороший, кто плохой. Впрочем, такой условной стрелком можно считать самое спорное, на мой взгляд, художественное решение фильма — игру с цветностью изображения.

Настолько избитый, но тем не менее действенный приём в руках мастера работает на отлично, здесь же получилось вульгарно, аляповато и вычурно. Так, чтобы у зрителя не осталось и тени сомнения о том, что автор считает хорошим, а что плохим.

И именно поэтому сам фильм получился таким же прямолинейным, посконным и пропагандистским, став этакой одной из первых ласточек того вала антисоветчины, что вылилась на экраны нашей Родины в 90-е, 00-е, да и сейчас нет-нет, капней из очередного выкидыша отечественного кинопроизводства.

Тем не менее фильму «Завтра была война» нельзя отказать в определённом психологизме, качественным диалогам и в общей цельности повествования. Если бы не эта попытка вдолбить зрителю в голову свою точку зрения, не это стремление разделить мир на чёрное и белое, возможно вышло бы добротное кино. А так…

Впрочем, глядя на общую оценку, а так же на отзывы других людей, я понимаю, что зерно это упало на плодородную почву, что печально.

Но что это я? Неужели осмелюсь усомниться в гении? Против общества идти не стоит и открыто высказываться о своём несогласии с его, общества, видением — тоже. Как там в фильме сказал один из персонажей:

Ну тогда помалкивай, поняла?

Видимо, и вправду стоит помалкивать, а то нынешние демократы с либералами заклюют… совсем не в духе проклятых совков. Вот ни разу.

похожие фильмы:
Добавить комментарий