Сталинград (СССР, США, Чехословакия, ГДР, 1989)

( 6 оценок, среднее 4.83 из 5 )
Доступно для зарегистрированных пользователей

Сталинград 1989 фильм«Сталинград» (1989) — фильм-киноэпопея, завершающая серию киноэпопей Юрия Озерова о Второй мировой войне. Посвящена Сталинградской битве — решающему сражению, ознаменовавшему начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом.

Последний фильм из серии кинематографических эпопей Юрия Озерова, посвящённых Второй мировой войне («Освобождение», «Солдаты свободы», «Битва за Москву»).

Конец весны 42-го. На советско-германском фронте временное затишье. Обе стороны перешли к обороне и начали готовиться к летней кампании. Сталин считал, что у страны нет достаточных сил и средств, чтобы развернуть крупные наступательные операции. Он думал, что надо ограничиться активной стратегической обороной. Гитлер готовит решающую летнюю кампанию 1942 года по захвату Кавказа и направляет удар на Сталинград. Красная Армия, терпя поражение за поражением из-за неудачного контрнаступления на Харьков и немецкой наступательной операции «Блау», отходит к Сталинграду для последней битвы, которой суждено войти в историю, как самой яростной и кровопролитной во всей Великой Отечественной войне…

Фильм «Сталинград» (1989) смотреть онлайн:

 

Альтернативный источник фильма Сталинград (1989):

Факты о фильме Сталинград (1989):

  • В Керчи на руинах завода Войкова для съемок были выстроены полноразмерные декорации разрушенного Сталинграда — вокзал, универмаг, жилые кварталы. Для общего плана горящего города создатели фильма воспользовались опытом художников «Войны и мира» Бондарчука — на берегу реки был построен масштабный макет, который «комбинированными съемками» бомбардировался самолетами.
  • Часть натурных эпизодов снята на предназначавшихся к сносу кварталах Кладно.
  • В 1992 году Юрий Озеров договорился с киностудией «Ганем-фильм» из Сирии и, используя материал из картины «Сталинград», в 1993 году выпустил новый (односерийный) фильм «Ангелы смерти» о снайперах, воевавших во время Великой Отечественной войны.

Ошибки в фильме Сталинград:

  • В прологе, изображающем отступление после Харьковского сражения, показывается Леонид Хрущев, сын Никиты Хрущева, которому в полевом госпитале собираются ампутировать ногу. Однако он никак не мог участвовать в Харьковской битве, поскольку потерпел аварию и повредил ногу в июне 1941 года, после чего год находился на излечении, а в строй снова вступил только в сентябре 1942 года.
  • В фильме показаны танки Т-34-85, которых во время Сталинградской битвы (17 июля 1942 — 2 февраля 1943 гг.) не применяли. Они выпускались только с 1944 года.
  • В фильме «Сталинград» (1989) присутствуют немецкие танки, похожие на T-VI «Тигр I» (сымитированы путем монтажа раскрашенных фанерных экранов на шасси советских танков Т-54/55 1960-х годов). Спорный вопрос — само по себе участие танков «Тигр» в Сталинградской битве — оно может относится только к попытке деблокирования уже окруженных войск Паулюса танковой группой Гота в декабре 1942 года, хотя применение «Тигров» в этой операции документально ни одной стороной не зафиксировано.
  • Бутылки с горючей смесью не взрываются, как это показано в фильме. Они просто вспыхивают при ударе о твердую поверхность и горят. Разбитые на земле бутылки с горящей смесью никакой опасности для танков не представляют.
  • В одном из эпизодов фильма на загорелых телах купающихся обнаженными девушек-военнослужащих хорошо видны «белые пятна» от купальников-бикини. Впервые в мире бикини были продемонстрированы на публике 5 июля 1946 года.
  • Рубен Ибаррури показан капитаном, но в реальности в то время он был старшим лейтенантом, а звание капитана получил посмертно.
  • Эпизод, в котором командующий 62-й армией В. И. Чуйков и командир 13-й гвардейской стрелковой дивизии А. И. Родимцев посещают защитников«Дома Павлова», не соответствует действительности. Самым высокопоставленным военным, посещавшим «Дом Павлова» во время обороны, был командир 42-го гвардейского стрелкового полка гвардии полковник Елин.

У каждого из них была своя жизнь, но одна судьба

В название рецензии на эпический фильм Юрия Озерова, я взял цитату из книги Василия Гроссмана ‘Жизнь и Судьба‘, тот сам фронтовик и участник героической обороны Сталинграда, написал о подвиге своих однополчан. В этой Великой и невиданной до селе битве решалась судьба Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Фашистское командование во главе с фюрером решило к осени 42-ого, во что бы то не стало пробиться к Волге, что бы по реке добраться до Кавказа, так как им были очень нужны нефтяные резервы, а их собственные были уже на исходе. Случись это, вражеская армия могла бы снова двинуться на Москву и прорвать нашу оборону. Поэтому, Вождь советского народа и верховный главнокомандующий Красной Армией товарищ Сталин, отдал приказ за номером 227, известным как ‘Ни шагу назад!’. И наша армия, пехотинцы и моряки закрепились на том берегу реки, и заняли город, который вопреки всему не отдали под эвакуацию. Фашистские силы значительно превосходили, и людьми и орудиями, а их авиация беспрерывно бомбила город. Так началось эпохальное сражение, в котором принимали участия не только солдаты, но и гражданские лица. Милиционеры, пожарные, рабочие и даже школьники, женщины и старики.

Всего в Сталинграде, быстро превращенным в руины воевало несколько миллионов человек. Люди в городе яростно сражались с без конца наступающим противником за каждую улицу, за каждый дом, а каждый с боем занятый объект превращался в настоящую крепость, которую героически обороняли до последней гранаты, до последнего патрона. А в конце, когда не могли победить вызывали ракетницей огонь своих же орудий на себя, и погибая вместе с врагом, но не сдаваясь в плен. По воспоминаниям ветеранов оборонявших Сталинград, там было невозможно определить которое идет время суток, так как постоянно где-то, что то взрывалось, что то горело и всюду валил едкий черный дым, полностью заслонявший небо.

Эта невиданная, и крупнейшая в истории человечества битва длилась бес прерывно почти полгода, перемалывая все новые и новые дивизии посланные на защиту города. Там погибли миллионы хороших и достойных людей. Закончилась Сталинградская эпопея лишь в начале февраля 43-ого года. Закончилась грандиозной победой Красной Армии и пленением сотен тысяч немецких солдат во главе с маршелом Германии Паульсем сдавшимся в плен. Имя города-героя прогремело на весь мир. А итогом стало то, что это сражение переломило ход войны, и фашисты бежали с нашей, столько переживший за те годы земли. А Красная Армия начала большое наступление и погнала всю эту сволочь, к оплоту фашизма-Берлину…

‘Сталинград’ был снят на закате Великой державы, в 1989-ом году, к 45-ой годовщине Сталинградской битвы(хотя вышел на год позже, так как Озеров не успел смонтировать ленту из огромного количества отснятой пленки)при участии целого ряда государств: Чехии, Германии и даже США (эпик советского кино баталиста был спродюсирован легендарной Голливудской студией ‘Уорнер Бразерс’),и поражает воображение своим масштабом и размахом даже сейчас, в эпоху компьютерных спецэффектов.

Я не когда не являлся поклонником военных блокбастеров Юрия Озерова. Ни ‘Освобождение’,ни ‘Огненная Дуга’ ни ‘Битва За Москву’ мне не нравились. Дело в том, что при всем при том, что в них огромные многотысячные массовки, техника военных лет и большой размах, и участвуют талантливые, еще советские актеры, но они мне кажется, перенасыщены полудокументальными вставками. То есть все эти даты, имена и звания военно-начальников руководящих Красной Армией, реплики Вождей двух воюющих держав, титры каких то документов, вставки кино-хроники и прочее делали эти батальные ленты скучными. Не то, что бы все эти факты(к слову весьма достоверные, так как на картине было много исторических консультантов и участников Великой Отечественной)не интересны. Нет. Они очень интересны и даже полезны, но документальное кино-есть документальное кино. А художественное-есть художественное. И вместе им, на мой взгляд не сойтись. И без того длинные картины, попросту становилось скучно смотреть…

А вот в ‘Сталинграде’, знаменитый режиссер нашел ‘золотую середину’. Тут очень мало поясняющих титров, закадровый голос рассказывающий хронику сражения ‘включается’ только в самые важные моменты, а ставки главнокомандующих (Сталина и Гитлера, и их окружение) показывают крайне редко. И это только идет на пользу картине, так как сюжет становится ‘централизованным’ и главные роли в нем исполняют простые офицеры и рядовые. то есть те, кто и выиграл, собственно эту Великую битву. Хотя здесь так же есть и знаменитые герои: Варашилов, Чуйков, Жуков, Тимошенко, Хрущев (которому тут как не странно отведено довольно таки много времени) и многие другие.

Можно услышать не только речи Генералиссимуса и Жукова, но и разговоры простых солдат и их отцов-командиров. Посмотреть на их военный быт, послушать их песни, их разговоры о доме, их первые и оттого корявые, но искренние и трогательные объяснения в любви, и следить за перипетиями их судеб. Кто то гибнет, а кто то гибнет позже, а кто то гибнет под конец. А кто то и выживает, что бы потом рассказать об этом своим детям и внукам. Что бы не было больше войны…

А какие в фильме Озерова актеры?! Они не сыграли, они прожили свои роли!Вот смотришь на них и всем сердцем им веришь. Даже не верится, что роль генерала Чуйкова — настоящего, русского мужика, который как пел Растаргуев, ‘не прятал сердце за спины ребят’, сыграл американец! Настолько достоверным вышел образ, что не дай Бог, окажись я тогда на войне, то хотел бы служить только под его командованием!

Так же понравился коммунист-испанец сражающийся на нашей стороне и героически гибнущей ведя солдат в атаку. Прям таки вжился в русский характер! А какой тут Сергей Никаненко? Одна из его лучших ролей! Понравился так же и молодой Гармаш, игравший здесь того самого сержанта Павлова, который с небольшим отрядиком потрепанных бойцов держит оборону дома-‘крепости’. И тут, как всегда Сергей натурален, и по мужицки прост. А еще мне запомнился волосатый и совсем еще молодой Федор Бондарчук, в роли простого рядового, который струсил в первой в своей жизни атаки и которого спас от расстрела капитан, поверив в то, что тот искупит свою вену в будущем. И еще, запомнилась молодая Оксана Фандера, она тут сыграла девушку-снайпера и возлюбленную героя Бондарчука. Вообщем, много запоминающихся и приятных героев, которым хочется сопереживать.

Но есть две сцены которые вышибли у меня слезу. Это когда полковник строит отряд девчонок-зинитчец и дает приказ стоять на своем рубеже до последнего. А те просят его разрешить им идти в бой в туфлях, так как сапоги большие и натирают ноги. И ‘полкан’ смотрит на них и кивает после паузы: ‘Хорошо, товарищи зенитчики. Можете идти в бой в туфельках’. Я думаю, что излишне говорить, что их всех убьют.

А вторая сцена, это, когда ведут длинную колонну пленных, оборванных и раненых немцев. А по краям дороги солдаты и жители. Все угрюмо и молча смотрят на пленных, и тут мальчишка потерявший при бомбежке Сталинграда всю семью, подходит к куче сваленных ‘трофейных’ автоматов и подняв один стреляет в толпу фашистов, падает несколько убитых. Пауза, все смотрят на мальчика, и наши и немцы. Подходит офицер и выхватив у того из трясущихся ручонок оружие замахивается над ним для удара. Мальчишка подымает на него чумазое лицо с суровыми глазами и военные опускает руку и обнимает его. А немцы продолжают идти по телам павших сослуживцев…

Фильмом ‘Сталинград’ (1989) стареющий советский эксперт батального кино, достойно завершил свою режиссерскую карьеру…

Нужно заметить и тот факт, что этот эпик так и не вышел в международный прокат. В чем здесь дело, так и не ясно, ведь была перестройка и отношения с капиталистическими странами начинали налаживаться. А фильм получился зрелищным, трогательным и правдивым. Хотя, возможно, что ИМ и не нужна была ТАКАЯ правда.

похожие фильмы:
Добавить комментарий