Мне было девятнадцать (ГДР, 1968)

Мне было девятнадцать фильм 1968«Мне было девятнадцать» (нем. Ich war neunzehn) — фильм немецкого режиссёра Конрада Вольфа, прошедшего Великую Отечественную войну в рядах Красной Армии. Сценарий написал сам Конрад Вольф в соавторстве с кинодраматургом Вольфгангом Коольхазе, на основе своих фронтовых дневников. Фильм включен в список 100 лучших фильмов немецкого кинематографа.

Героем фильма является сам режиссер фильма — 19-летний лейтенант Красной Армии Грегор Хеккер. Хеккер с восьми лет жил и воспитывался в Москве, куда эмигрировала его семья, спасаясь от преследований нацистского режима. В апреле 1945 года  он ступил на территорию своей незнакомой родины как переводчик и агитатор политотдела 45 армии, где служил для ведения звуковещательной пропаганды и работы с военнопленными. Действие фильма заканчивается 3 мая 1945 года. За это время наш герой был комендантом города Бернау, освобождал Заксенхаузен, участвовал в переговорах о капитуляции цитадели Шпандау.

«Мне было девятнадцать» смотреть онлайн:


Альтернативный источник фильма:

Запомнить на всю жизнь, и передать другим

Действие картины «Мне было девятнадцать» восточно-немецкого режиссёра Конрада Вольфа начинается в середине апреля 1945 года на Одере и заканчивается 3 мая в небольшом селении к западу от Берлина. Временной отрезок, вроде бы, совсем небольшой, но вмещает он в себя очень многое, особенно с эмоциональной точки зрения. Третий рейх доживает свои последние дни, рушится цитадель фашизма, и в этой кровавой мясорубке перемалываются судьбы многих людей — как русских, так и немцев. Обо всём об этом повествует настоящий фильм, построенный на дневниковых записях его главного героя — лейтенанта Красной армии Грегора Хеккера.

Во время просмотра картины ни на минуту не покидает ощущение того, что всё показываемое на экране не выдумано и имеет свои реальные корни. Чувствуется некая жизненная правдивость сюжета. В результате оказалось, что так и есть — сценарий фильма автобиографичен, он написан на основе фронтовых дневников самого Конрада Вольфа, воевавшего в рядах Красной армии. В 1945-м году Конраду было всего 19 лет (отсюда и название фильма), молодой парень записывал в дневник всё, что видел своими глазами. Судьба Конрада — судьба отнюдь нетипичная. Если обычный советский воин пришёл в Германию, как освободитель страны-агрессора, то Конрад в 45-м всё-таки вступил на родную землю. Оказавшись в 34-м году, после прихода к власти Гитлера, в вынужденной эмиграции в Советской России, и прожив немало лет в нашей стране, Конрад, тем не менее, не перестал быть немцем. Увиденное им в горящей Германии — двойное потрясение для молодого паренька: с одной стороны, он освобождал свою родину от фашистской нечисти, а с другой стороны, видел, сколько мук и страданий приносит война простым немецким людям. Образ лейтенанта Грегора Хеккера (его роль в фильме исполняет немецкий актёр Джекки Шварц) — прямой слепок с Конрада Вольфа.

Начинается фильм с того, что советский генерал (Михаил Глузский) назначает юного Хеккера комендантом (!) освобождённого городка Бернау. В подчинении Грегора — всего несколько солдат и регулировщица (Галина Польских). Нелегко приходится в новом качестве совсем ещё неопытному в житейском плане лейтенанту — к комменданту приходят с просьбами и пожилые люди старше его на целых пол-века, и заплаканные девушки. Хеккер тяготится своей должностью, от которой его наконец-то избавляет капитан Цыганюк (Алексей Эйбоженко), забрав лейтананта на основное место службы — переводчика и агитатора политотдела армии. Из Бернау Грегор попадает в только что освобождённый от фашистов концентрационный лагерь Заксенхаузен, где вместе с капитаном Гейманом (Василий Ливанов) участвует в допросах схваченных надзирателей лагеря. В фильме используется реальная документальная съёмка допроса одного из таких преступников — эти кадры поистине уникальны, палач во всех подробностях рассказывает перед камерой, как он умерщвлял свои жертвы.

Один из центральных эпизодов картины — события в Шпандау. Окружённая советскими войсками крепость была обречена, но могла при этом ещё долго сопротивляться. В крепости находилось немало гражданского населения, а также раненные. Чтобы избежать бессмысленного кровопролития, наше командование посылает в Шпандау двух парламентёров с белым флагом — Хеккера и Геймана. Задание максимально опасное, без всякой гарантии вернуться назад…

Чрезвычайно неординарно показана сцена затишья между боями — та, где готовятся пельмени. (Как бы ни казалась она удивительной, но надо думать, никаких фантазий тут нет.) Довольно талантливый, на мой взгляд, кинематографический ход — такое трудно придумать специально, разве что только взять из реальной жизни.

Однако, наиболее сильная часть фильма «Мне было девятнадцать» — всё же её последние 20-25 минут. Душераздирающее зрелище, дающее пищу для самых серьёзных философских рассуждений о жизни и смерти. Существуют, знаете ли, фильмы, в которых наиболее сильная и кульминационная сцена ждёт зрителя в самом своём конце. Здесь как раз именно тот случай: последние секунды картины по-настоящему встряхивают, а в ушах, словно эхо, продолжает звенеть крик 19-летнего парня, обращённый через колонки звуковещательной машины вслед фашистам, принёсшим столько горя всему человечеству.

8,5 из 10

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий