Лили Марлен (ФРГ, 1981)

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Лили Марлен (1981)Война внесла свою черную длинную полосу в отношения молодой певицы из Германии Вилли и швейцарского музыканта Роберта. Перед началом войны они были беззаветно влюблены друг в друга.
Роберт часто приезжал в Германию по поручению своего отца, что создал организацию помощи евреям. Однако с началом войны, молодая пара потеряла друг друга из вида. Из-за проблем с организаций отца, Роберта арестовали. Вилли, благодаря своей старой песне «Лили Марлен», стала популярна среди немецких военных и вскоре она узнает об аресте Роберта. Теперь она должна ему помочь, ведь любовь к нему навсегда в его сердце.


Альтернативный источник:

Она просто пела песню.

С началом Второй мировой войны молодая певица Вилли делает головокружительную карьеру, благодаря шлягеру «Лили Марлен». Эта песня стала популярна среди немецких солдат так, что все хотят слышать и видеть Лили Марлен. Вилли так и называют — Лили Марлен. Она поднимается на самую вершину Третьего рейха — обедает с Гитлером и живёт в подаренных ей им апартаментах. Лили Марлен объявляют национальным достоянием, после того как попытка запретить её песню обернулась негодованием армии. А что же Вилли?

Вилли оказалась разлучена со своим возлюбленным — Робертом, после того, как не смогла пересечь границу Швейцарии, где и жил Роберт. Он член тайной организации, помогающей евреям. Во время войны им удаётся встретиться в Германии и Роберт спрашивает девушку, как она может так поступать? Как может она петь для этих людей? Когда тысячи и тысячи людей гибнут в лагерях смерти? «Я просто пою песню, что в этом плохого?»

Здесь я хочу несколько отойти от фильма и обратиться к этому вопросу: «Что в этом плохого?» В самом деле, ведь, по сути, Вилли не делала ничего плохого, она, вообще, ничего не делала — только пела. Да, она даже и пела-то не много, в том смысле, что только одну песню. Да и то — какую: не о силе Германии, не о вожде, не о том, какие плохие евреи, а о том, как солдат вспоминает свою девушку.

Я часто думаю о войне, о той войне, которая шла не в окопах, а — в тылу, в оккупации, в «мире». Такое «тихое содействие» нацизму — одна из граней такой этой войны. Можно ли сказать, что Вилли содействовала? Она воодушевляла солдат, но, ведь, они были её соотечественниками, которые гибли в боях. Это было самое малое, что она могла для них сделать. Знала ли она, за что они гибли?

Я вспоминаю ещё один фильм — «Мнение сторон» — героя которого — дирижёра Вильгельма Фуртвенглера — также обвиняют в пособничестве нацизму. Он делал то же, что и Вилли — просто дирижировал. На вопросы, почему он не сбежал из Германии, хотя мог (в отличии от Вилли), Фуртвенглер удивлённо отвечает: «Это — моя страна, почему я должен уезжать из неё?» В том же фильме звучит фраза, которая мне кажется очень важной, но никак не помогает принять сторону: «Тот, кто не жил здесь в те дни, не может судить о том, как это было».

Стоит оговориться, что у Вилли и Фуртвенглера есть оправдание: они, на сколько это было возможно, помогали евреям. А чем оправдаться остальным? Тем, кто не пел, не спасал евреев, а просто жил? Жил в Германии, потому что родился там. Жил во время войны, потому что шла война. Никому не желал зла. Ведь, есть куда виноватей? Или прав Иннокентий Анненский: «Ты ж, о нежный, ты кроткий, ты тихий, В целом мире тебя нет виновней!». Если так, каким кошмаром должна стать для всех совесть.

похожие фильмы:
Добавить комментарий