Ленд-лиз (Россия, 2013)

Обновлено: 19 мая 2021
( 13 оценок, среднее 3.54 из 5 )
Доступно для зарегистрированных пользователей

ленд-лиз в годы великой отечественной войны Маршал Георгий Жуков был уверен, что советская артиллерия обрела мобильность лишь благодаря «Студебеккерам». Танки «Шерман» и «Валентайн», вездеходы «Виллис», тушенка, радиостанции, алюминий, топливо, покрышки, ботинки и шнурки к ним!... Все эти товары поступили в Советский Союз по закону о Ленд-Лизе! Может показаться, что много, но, оказывается, лишь 10% поставок по Ленд-Лизу шло в СССР! А где остальные 90? Зачем в США был принят этот закон? Кто от этого выиграл? Что поставляли, а что не захотели? Как в США появился милитаризм? И почему после Победы союзников ждала «холодная война»?! Документальное расследование «Ленд-Лиз» наполнено парадоксами и открытиями. Невероятные схемы поставки — от 3 дней по воздуху до полугода через пустыню. Герои северных конвоев, контрабанда виски, расцвет и падение Детройта и невероятное мужество советских солдат. Об этом расскажут бывшие союзники — ветераны Второй мировой войны на обоих континентах.

Сериал "Ленд-лиз" (2013) смотреть онлайн:

Содержание серий:

1. Союз по расчету
В начале Второй мировой войны почти все американцы были убеждены, что их стране следует строго соблюдать нейтралитет. Бои шли в далекой Европе, а на другом берегу Атлантики продолжалась беззаботная жизнь. Однако президент США Франклин Рузвельт понял, что политика невмешательства может привести к катастрофе, а пламя войны способно преодолеть даже такое препятствие, как Атлантический океан. Чтобы потушить пожар на чужой территории, политик предложил одолжить союзникам «садовый шланг», то есть поставить им вооружение, продовольствие и технику на выгодной основе. Так появился Закон о ленд-лизе. Как Рузвельту удалось переубедить своих соотечественников? Почему он согласился помочь не только союзной Великобритании, но и враждебному прежде СССР? Сложные коллизии международной политики – в первой серии документального цикла «Ленд-лиз».

2. Военная политэкономия
В годы Второй Мировой войны европейская промышленность работала на пределе своих возможностей, но военная продукция не повышала благосостояние стран континента. А вот в США в этот период наблюдался бурный экономический рост. Объемы производства постоянно увеличивались, средняя зарплата с каждым месяцем становилась все больше, безработица сократилась практически до нуля. Многие американцы были убеждены: именно война помогла их стране преодолеть Великую Депрессию. И все благодаря правительственным заказам.
Во втором фильме «Ленд-лиз» малоизвестные факты позволяют взглянуть на военные события в непривычном для многих ракурсе – экономическом.

3. Поддержка с воздуха
В 1942 году на вооружение советских ВВС поступил американский истребитель P-39 «Аэрокобра». У себя на родине этот самолет имел не самую лучшую репутацию, и армия США охотно отказалась от него в пользу союзников. Но опыт применения «Аэрокобры» на советско-германском фронте показал, что в умелых руках истребитель становится мощным оружием. По программе ленд-лиза в СССР поступали и другие британские и американские самолеты – истребители, бомбардировщики, даже амфибии. Некоторые из этих моделей советские летчики оценили по достоинству, некоторые получили оскорбительные прозвища вроде «англицкий утюг». Каким был вклад авиатехники союзников в победу в воздухе? Авторы фильма ищут аргументированный ответ на этот вопрос.

4. Броня Победы
Уже в октябре 1941 года в порты СССР стали прибывать английские танки «Матильда». Их сразу отправляли на фронт: бронетанковые части нуждались в восполнении своих огромных потерь. Но возможности Великобритании были крайне ограничены. Советское правительство надеялось в первую очередь на США, где уже начал создаваться мощный танковый арсенал. Однако в самый сложный период войны вопреки обещаниям ни одна американская бронемашина в СССР не поступила. С чем были связаны задержки поставок? Почему американский танк «Ли» советские бойцы называли «братской могилой»? За что они любили и за что ругали знаменитый «Шерман»? Ответы на эти вопросы — в четвертой серии документального проекта «Ленд-лиз».

5. Сила движения
В годы Второй Мировой войны огромное значение для успешного ведения боевых действий имел транспорт. Переброска войск, оперативное снабжение, быстрые темпы наступления – все это было невозможным без надежных грузовиков.
В Красной Армии такие функции успешно выполнял американский «Студебеккер». Если бы не ленд-лиз, эта модель, скорее всего, не оставила бы следа в истории: военные США отказались принимать грузовик на вооружение. А вот сухогруз «Либерти», которым очень гордились американцы, наоборот проявил себя не с самой лучшей стороны. О достоинствах и недостатках ленд-лизовского транспорта - в очередной серии документального сериала «Ленд-лиз».

6. Воюют не только оружием
В начале Великой Отечественной войны промышленная база СССР была практически разрушена, а самые плодородные земли - оккупированы.
Поставки по ленд-лизу помогли восстановить производство и накормить армию. Американскую тушенку советские бойцы наделили ироничным прозвищем «Второй фронт», а ее вкус ветераны помнят до сих пор. Многим довелось носить шинели из импортного сукна с пуговицами от чикагских производителей. Помимо продовольствия в СССР по ленд-лизу поступали: дефицитный авиационный дюралюминий, канадский бездымный порох, и такие, казалось бы, мелочи, как пружины и болты. О многогранной материальной помощи союзников и о том, как ленд-лиз поднял экономику США, – в очередной серии документального проекта.

7. Морские маршруты
Главными маршрутами доставки грузов по программе Ленд-лиза из США в СССР и обратно стали Дальневосточный и Тихоокеанский пути.
Однако арктические караваны шли в Мурманск и Архангельск и по Атлантике, через Англию и вдоль берегов Норвегии. Не случайно Гитлер назвал Норвегию «зоной судьбы», а германский ВМФ постоянно атаковал суда с грузами Ленд-Лиза. Налаженная система охраны конвоев не позволила прервать этот жизненно важный маршрут: за годы Великой Отечественной войны арктическими конвоями было перевезено более четырех миллионов тонн грузов. В два раза больше пришло в дальневосточные порты Советского Союза.
О героизме моряков разных стран, об уникальном опыте союзников во время организации конвоев и экспедиций вспоминают участники и исследователи событий

8. Альтернативные маршруты
Многие эпизоды обеспечения Советского Союза по программе Ленд-лиза до сих пор освещались редко. Наряду с самыми известными - северными и тихоокеанскими маршрутами союзников - огромное значение имели Трансиранский коридор и авиаперегонная трасса Аляска-Сибирь (Алсиб). Уникальная эпопея перегона своим ходом тысяч американских бомбардировщиков и истребителей над арктическими льдами и тайгой не имела аналогов в истории. Фильм рассказывает о подвиге полярных лётчиков и водителей, гнавших грузовики через иранские пустыни, - о тех, чей вклад в Победу не менее значителен, чем у солдат, сражавшихся на передовой.

похожие фильмы:
Отзывы: 1
  1. Аноним

    Интересный и нужный фильм.
    К тому же сделанный в современной манере и воспринимаемый, соответственно, на том же уровне, что и американские.
    Как бы надо сделать выжимку на 1-2 серии и показывать старшеклассникам на уроках истории! Ведь это о войне. С той точки зрения, о которой не задумываются – как воевать, если нет патронов? У тебя штык, у него – шмайссер. Заряженный.
    Ну, а пока хотя бы 3 серию. Там еще (слава Богу! наконец!) достаточно внятно рассказано о А.Покрышкине. И о том, что «аэрокобру» с ее плоским штопором (хрен выведешь!) забраковали и амеры, и британские летчики. А наши умудрились приспособить. Да еще как!
    Интересно, что с…Форд с компанией благополучно работал также и на фашистов. А чо? Деньги не пахнут, а его дети не воевали.
    Также стоит посмотреть, как умело Рузвельт манипулировал общественным мнением. В конечном итоге именно на этом они у нас и выиграли.

Добавить отзыв