Горячий снег (СССР, 1972)

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Горячий снег 1972 смотреть бесплатноРежиссёр: Гавриил Егизаров. Фильм о Великой Отечественной войне, по одноимённому роману Юрия Бондарева.

Великая Отечественная война длится второй год. Бои приблизились к Волге. В ноябре 1942 года советские войска перешли в наступление и окружили военную группировку Паулюса. Это событие стало началом коренного перелома в войне. Ставка Гитлера пытается вернуть себе стратегическое преимущество на Сталинградском направлении. Танки фельдмаршала Манштейна при поддержке авиации должны пробиться к Волге. Фильм рассказывает о Котельниковской оборонительной операции советских войск. Батарея, под командованием лейтенанта Дроздовского (Николай Ерёменко-мл.) занимает позиции дивизии полковника Деева (Вадим Спиридонов). Необходимо любой ценой остановить продвижение танков противника. Танки противника прорываются через позиции батареи с большими потерями. На следующий день армия генерала Бессонова (Георгий Жжёнов) перешла в контратаку, уничтожая на своём пути технику и живую силу противника.

  • 6-я танковая дивизия немцев, которая прорывалась в Сталинград, не имела в своём составе тяжёлых танков «Тигр», она была укомплектована только средними танками Pz. IV.

«Горячий снег» смотреть онлайн:


Альтернативный источник фильма «Горячий снег«:

Последнее орудие

Операция «Винтергевиттер» была разработана Вермахтом в конце 1942 года с целью прорыва кольца блокады, в которое Красная Армия взяла группировку Паулюса под Сталинградом. Если бы немецким танковым дивизиям под командованием фельдмаршала Манштейна удалось реализовать задуманный сценарий, то, весьма вероятно, ни о каком «переломном этапе войны» современникам говорить бы не пришлось. Эти современники могли и вовсе не родиться на земле, пропитанной солдатской кровью. Сталинградская битва — такая, какую мы знаем из рассказов немногочисленных ветеранов и из заслуживающих доверия источников, не мыслима без усилий советских войск по провалу операции «Винтергевиттер». Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» и вышедший вслед за ним одноименный фильм Гавриила Егиазарова повествуют о сражении, предопределившем исход не только Сталинградской битвы, но и всей Великой Отечественной войны.

Батальное полотно «Горячего снега» практически свободно от лирических отступлений, трогательных воспоминаний и эмоциональных диалогов на тему: «Как мы здорово заживем после войны». Черно-белые архивные снимки с первых минут формируют трагичную сущность фильма, демонстрируя размах грядущего столкновения. Однако простирающаяся картина знакомства зрителя с героями будущего боя поначалу озадачивает: кажется, что совсем еще молодые ребята отправляются эшелонами не в «адский котел», а просто проходят срочную службу. Но зимний пейзаж в холодных тонах внушает тревожное предчувствие — на оживленную станцию однажды вернется гораздо меньшее количество солдат. Вряд ли вчерашние выпускники артиллерийского училища, лейтенанты Кузнецов и Дроздовский, представляли себе, что их ждет на передовой. Одно дело с боями отступать вглубь страны, и совсем другое — стоять в окопах на смерть.

На экране полыхает жестокая битва. Несмотря на потери в технике немецкие танки не прекращают наступление, а снаряды у красноармейцев таят с пугающей быстротой. Давно уже не ведется счет павшим — в пылу сражения не до того. Патриотический настрой и храбрость бойцов начинают сходить на нет, когда приходит понимание, что командование отправило их на верную смерть. Задача сдерживать наступление противника выглядит невыполнимой, но командиры отчаянно ведут в бой своих солдат, памятуя о приказе бесчувственного генерала Бессонова. «Руководству-то легко отсиживаться в тылу» — наверняка проносится в головах Кузнецова и Дроздовского. На самом деле командующий — вовсе не очерствелый истукан, понимающий лишь язык команд и живущий по уставу. Генерал и рад был бы по-отечески относиться к своим солдатам, но не может этого допустить, потому что «тогда будет трудно их на смерть посылать, а придется». Краткий монолог персонажа Георгия Жжёнова — ключевой в понимании истинной цены подвига. Через уста прославленного мастера советского экрана доносится простая мысль: гибель каждого солдата — необходимая жертва во имя великой цели, но это не дает основания превращать ребят в пушечное мясо. На войне нет места сентиментальности, а есть оправданная цена риска. Нет сомнений: сообщения о каждом павшем красноармейце отдавались в сердце Бессонова погребальным звоном и заставляли его постоянно вспоминать без вести пропавшего сына, но командующий потому и получил свое звание, что научился стратегически мыслить, не сгибаясь под грузом неизбежных потерь.

В демонстрации подвига русского солдата Гавриил Егиазаров вовсе не ставит целью кого-либо идеализировать. Командир батареи Дроздовский и командир огневого взвода Кузнецов при своих званиях — все те же бесшабашные ребята. Их едва ли можно считать приятелями, тем более, когда один у другого в подчинении, и оба неравнодушны к хорошенькой санитарке. Перед лицом неминуемой гибели офицеры остаются прежде всего людьми со своими слабостями.

Молодые лейтенанты, в своих противоречиях едва не дошедшие до кулачного боя, в критический момент забывают о них и собирают остатки воли в стальной кулак последнего орудия, только бы не пустить немца к Сталинграду. Впрочем, героизма одних лишь офицеров было бы недостаточно для успеха оборонительной операции. В этом бою рядовые бойцы не уступали командирам ни в храбрости, ни в стремлении прикрыть спину товарищу. Они по-братски делят котелок со спиртом во время привала, все готовы отдать жизни во благо Родины, но каждому хочется дожить до окончания страшной войны. «Сколько тебе лет?» — спрашивает генерал Бессонов у молодого комдива, а услышав ответ, желает тому встретить свой следующий день рождения. Операция «Винтергевиттер» при всей ее важности — всего один эпизод войны, который не приведет к ее окончанию, и если удалось красноармейцам пройти это чистилище, то можно быть уверенными: их героизм найдет должное применение. Вряд ли можно до конца свыкнуться с мыслью, что жизнь ежедневно, ежечасно, ежеминутно рискует оборваться, однако каждый уцелевший в кровавом бою на шаг приблизился к своей личной победе над агрессором, и сколько бы ни было впереди сражений, а дальше будет проще.

В плеяде знаменитых военных фильмов советской поры «Горячий снег» остается не самой известной картиной. Отчасти причина тому малое количество звезд экрана, особенно в сравнении с лентой Бондарчука «Они сражались за Родину». Отчасти — отсутствие мощного пропагандистского аспекта, как в случае с картиной Рогового «Офицеры». Отчасти — нехватка трогательных моментов, которыми запоминаются «…А зори здесь тихие» Ростоцкого. Ценность фильма Гавриила Егиазарова — в суровой, но не лишенной ореола надежды демонстрации важнейшего этапа Великой Отечественной войны. Всего одна битва, но в ней величие русского духа раскрылось во всю ширь. Всего один эпизод, но он положил начало коренным переменам на полях сражений. Давно уже остыл тот снег, что был окроплен кровью русских солдат на подступах к Сталинграду. Давно уже город, ставший синонимом несгибаемой воли, носит другое название. Однако память о трагических событиях декабря 1942 должна жить, какие бы коллизии не переживала наша страна. Патриотами не рождаются — ими становятся, а помогать в этом становлении призваны фильмы подобные «Горячему снегу».

похожие фильмы:
Добавить комментарий