Фильмы – ремейки о войне

Обновлено: 11 сентября 2022
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
Доступно для зарегистрированных пользователей

ремейки о войне

Ремейк - (от английского «remake» — переделка), коммерческий термин, означающий выпуск новых версий, существующих ранее произведений искусства с их изменением, или добавлением своего творческого замысла. Чаще всего ремейк встречается в музыке, на телевидение и в кино в качестве переснятого фильма, обработанной песни, музыкальной композиции или киносценария. Ремейк не цитирует и не пародирует ранний источник, а наполняет его новым актуальным содержанием, опираясь на изначальный образец. Ремейк может повторять сюжетную линию оригинала и типажи персонажей, но при этом может изображать их в новых исторических и социально-политических условиях. Первые в мире ремейки появились в Голливуде на основе советских и японских фильмов.

Советский фантастический фильм «Планета бурь» (1961, СССР) режиссёра Павла Кушанцева по мотивам одноимённой повести Александра Казанцева не на военную тему, но о нём стоит сказать, так как он является гордостью Советского кинематографа. Первый фильм советских кинематографистов о космическом путешествии, включил в себя революционные достижения советского кинематографа. Качественные съёмки под водой и первые в мире комбинированные съёмки кинематографистов СССР задели самолюбие маститых режиссёров Голливуда.

Планета бурь» (1961)

Советский фильм был куплен для кинопроката в Америке. Получив разрешение на кинопрокат, американцы перемонтировали фильм. В титрах советского фильма с участием советских актёров значились вымышленные актёры Голливуда. Фильм получил большие сборы, поэтому в 1965 году «Планету бурь» перемонтировали на студии «Америкэн Интернешнэл» Роджера Кормана, которая специализировалась на съёмках фильмов ужасов. Никаких упоминаний о том, что кинокартина сделана в СССР не было. Часть эпизодов вырезали и заменили кадрами с участием американских актёров. Фильм назвали «Путешествие на доисторическую планету» (1965, США).

Сегодня эта лента является Общественным достоянием США. В 1968 году  выпущен ещё один перемонтированный вариант фильма под названием «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968, США), режиссёр Питер Богданович (под псевдонимом «Дерек Томас»). Из фильма «Путешествия на доисторическую планету» были удалены эпизоды реж. Роджера Кормана и вставлены новые кадры, которые ввели в сюжет картины племя полуголых венерианских доисторических амазонок. В таком виде он вновь вышел на американские экраны под новым названием.

«Тринадцать» (1936)

В 1936 году на экраны СССР вышел фильм режиссёра Михаила Ромма «Тринадцать» (1936, СССР). Фильм о борьбе с басмачами посмотрел американский режиссёр Золтан Корда. Находясь под большим впечатлением, Корда снимает ремейк «Сахара» (1943, США). Фильм трижды номинировался на премию Оскар в 1944 году. Действие картины перенесено в Северную Африку в период Второй мировой войны (1939-1945).

В 1995 году американские зрители увидели новый одноимённый ремейк «Сахара» (1995, США), режиссёр  Брайан Тренчард-Смит, в главной роли Джеймс Белуши. Этот фильм в большей степени знаком российскому зрителю. В 1953 году на американские экраны вышел ещё один известный ремейк Советского фильма «Тринадцать», фильм режиссёра Андрэ до Тота «Последний из команчей» (1953, США). Действие происходит в 1876 году на Диком Западе. Вместо басмачей зритель увидит индейцев «Команчи».

«Сахара» (1943, США)

Отдельно выделим шедевр американского кинематографа, картину режиссёра Джона Стерджеса «Великолепная семёрка» (1960, США), который стал ярким примером качественного ремейка, взявшего за основу сюжет картины «Семь самураев» (1954, Япония) японского кинорежиссёра Акиры Куросавы. Фильм вышел на экраны в США 23 октября 1960 года. В начале 1960-х «Великолепную Семёрку» закупили в кинопрокат для советских кинотеатров. Фильм дублировали на киностудии «Мосфильм». В списке лидеров кинопроката фильм занял заслуженное 2 место. Съёмки проходили при согласии правительства Мексики, при тесном сотрудничестве мексиканских чиновников. При утверждении киносценария учли все их пожелания. Сам Акира Куросава назвал ремейк «Великолепная семёрка» хорошим и достаточно верным своему оригиналу. В сюжете фильма небольшую мексиканскую деревню грабят бандиты, а несчастные крестьяне вынуждены большую часть своего урожая отдавать бандитам. Несколько мексиканских крестьян приезжают в небольшой американский город на границе с Мексикой. Здесь они находят тех, кто сможет их защитить.

«Великолепная семёрка» (1960, США),

Многие сюжеты «Великолепной семёрки» были спародированы  в комедии Джона Лэндиса «Три амиго» (1986, США). Кинокомедия «Три амиго» является пародией на классический жанр вестерна, но вполне может называться ремейком. По сюжету три знаменитых актёра немого кино приезжают в небольшую мексиканскую деревню. Крестьяне сразу узнают в них героев знаменитого телесериала и принимают их за настоящих героев прерий. Они обращаются к ним за помощью с просьбой защитить деревню от бандитов, которые грабят их каждый год. Столкнувшись с бандитами, актёрам ничего не остаётся, как задуматься о спасение своей жизни, о защите крестьян и сохранение репутации отважных стрелков.

Большое количество ремейков было снято об английском герое, благородном разбойнике Робин Гуде. Фильм «Приключения Робин Гуда» (1938,  США) режиссёра Майкла Кёртиса стал ремейком картины «Робин Гуд» (1922, США) Аллана Дуона. В 1939 году картина Кёртиса удостоилась американской награды «Оскар». Ремейком фильма «Приключение Робин Гуда» стал фильм «Возвращение джедая» (1983, США) режиссёра Джорджа Лукаса из серии «Звёздные войны». Сцена нападения эвоков на штурмовиков Империи во многом повторяет сцену нападения отряда Робин Гуда на обоз с золотом возле Шервурдского леса.

Художественный фильм «Айвенго» (1982, США) режиссёр Дуглас Кемфилд снял по сюжету одноимённого романа Вальтера Скотта, но ранее был снят фильм «Айвенго» (1922, США), режиссёр Ричард Торп; этот фильм вполне можно назвать фильмом-ремейком. Ремейк «Король Артур» (2004, США – Англия - Ирландия ), режиссёр Антуан Фукуа снял на основе фильмов своих предшественников, но при этом в основу киносценария легли современные открытия историков и археологов. Легендарный король Артур, потомок скифов (древних славян), известных на Западе, как сарматы, находится на службе у римского сената. В течение многих лет воины короля Артура оттачивали в боях своё воинское искусство, теряя товарищей.

Пришло время уйти на заслуженный отдых и посвятить себя мирной жизни. Качественные съёмки, отличная игра актёров, зрелищные компьютерные эффекты завораживают зрителя. По количеству ремейков не отстают фильмы об отважном защитнике мексиканского народа по прозвищу «Зорро». Кинематографисты,  снимая свой новый фильм, предлагают зрителю свой особый взгляд на приключения Зорро. Ремейком «Зорро» можно считать почти все фильмы про Бэтмана, защищавшего Готэм от преступного мира. Оба героя являются аристократами, носят чёрный плащ, прячут под маской своё лицо, ведут тайную жизнь и ведут непримиримую борьбу со злом. Современные ремейки западных кинематографистов отличаются высоким качеством съёмок за счёт компьютерной графики, которую они используют почти в каждом фильме.

Ремейки современного российского кинематографа тема крайне спорная и неоднозначная. Стоит отметить, что до недавнего времени лидером по созданию ремейков был Голливуд. В США не любят покупать в кинопрокат иностранные фильмы. Традиция снимать ремейки на популярные в Европе фильмы появилась давно. Только эффект от этих фильмов был не всегда таким, какой ожидали. В 90-х годах 20-ого века российские кинематографисты переняли опыт американских коллег. На экраны кинотеатров и телевидения России хлынул поток ремейков Советских и Американских фильмов. Переснятые сюжеты российских зрителей не радуют. Впрочем, наиболее удавшийся ремейк «Звезда» (2002, РФ), режиссёр Николай Лебедев. Оригиналом является советский фильм «Звезда» (1949, СССР) режиссёра Александра Иванова, по одноимённой повести Эммануила Козакевича. Картина понравился Сталину, но он попросил переснять конец фильма.

Звезда (1949)

В СССР в конце войны не принято было снимать фильмы с плохим финалом. Причина, думаю, понятна всем: 20 миллионов человек погибло в годы войны. В реальности, группа лейтенанта Травкина (разведчика Николая Кирилловича Ткаченко) уцелела, а сам он дожил до преклонных лет. В виду этого фильм положили на полку Госкино. На экраны он вышел только в 1953 году. В сравнении со своим оригиналом, ремейк Николая Лебедева кинокритики называли фильмом о войне и любви, без политической идеологии.

Обратной дороги нет» (1970)

Спорным получился ремейк «Исчезнувшие» (2009, РФ) режиссёра Вадима Островского. Его оригиналом является фильм «Обратной дороги нет» (1970, СССР), режиссёр Григорий Липшиц, в главной роли Николай Олялин. Фильм снят по мотивам одноимённой повести И. Болгарина и В. Смирнова. В новом фильме сценарий изменили, раскрыв в нём тему Локоткского самоуправления, организованного фашистами на территории Орловской и Брянской области. «Для чего этот сюжет включили в сценарий?», - сказать сложно. Речь в пьесе идёт о Полесье, которое находится далеко от Брянщины и Орловщины. У ряда зрителей сложилось мнение, что это позволило предателя, заброшенного к партизанам, превратить в идейного национал-социалиста, ведущего идеологическую войну против коммунизма.

«Тревожный месяц Вересень» (1976)
«Тревожный месяц Вересень» (1976)

Другой фильм, про Полесье, снял режиссёр Леонид Осыка «Тревожный месяц Вересень» (1976, СССР) по одноимённой повести Виктора Смирнова. На Всесоюзном Кинофестивале (г. Фрунзе) советский фильм получил Приз за лучшую разработку военно-патриотической темы. В 2011 году режиссёр Д. В. Иосивов снял сериал «Лето волков» (второе название «Капли крови на цветущем вереске», 2011, РФ). Кинокритики и знатоки отмечают во всех современных ремейках российских кинематографистов на советские и зарубежные фильмы о войне множество киноляпов. Среди них ошибки в выборе костюмов и оружии того времени, а так же слабый актёрский состав и плохую игру актёров. Преимуществом советских фильмов о войне было то, что большая часть актёров, сценаристов, писателей, кинооператоров и режиссёров являлись фронтовиками. Они своими глазами видели горе войны и свято чтили память однополчан, не вернувшихся домой.

Мы из будущего» (2008, РФ),

Одним из успешных фильмов в российском кино о войне можно считать «Мы из будущего» (2008, РФ), режиссёр Андрей Малюков. По сюжету фильма российские «Чёрные копатели» находят блиндаж времён Великой Отечественной войны на Ленинградской линии обороны. Окунувшись в озеро, ребята перемещаются в 1942 год с документами бойцов Красной Армии. Фильм понравился российскому зрителю в виду продуманной темы патриотизма и хорошей игры актёров. В результате этого, режиссёр Александр Самохвалов решается на съёмки продолжения ремейка. На экраны страны выходит фильм «Мы из будущего - 2» (2010, РФ).

Если это случится с тобой (1972)

Мало кто знает, что ремейк «Мы из будущего» имеет сходство с советским оригиналом режиссёра Игоря Николаева, по сценарию Вячеслава Наумова «Если это случится с тобой» (1973, СССР). Сюжет фильма совпадает с ремейком. Школьники с классным руководителем едут за город на места былых сражений. Здесь, много лет назад, их учитель участвовал в боях против фашизма. Школьники задаются вопросом: «Как каждый из них поступит, окажись они в ситуации, пропавшего безвести солдата». Неожиданно дети перемещаются в 1941 год, где своими глазами видят начало войны. В лесу они находят раненного в ногу танкиста и помогают ему сбежать из фашистского плена.

Сравнивать качество обоих фильмов сложно по нескольким причинам. Чёрно-белый оригинал современному зрителю, избалованному цветными картинками, компьютерными спецэффектами и прокаченным звуком современной звуковой и музыкальной аппаратуры, может показаться невзрачным и скучным. Однако советские фильмы выигрывают качеством игры актёров, логичностью, понятностью и обоснованностью замысла автора сценария и режиссёра фильма.

Картина Ивана Шурховецкого «Туман» (2010, РФ) повторяет сюжет ремейка «Мы из будущего». На этот раз фантастическая ситуация случается с тремя солдатами Российской армии во время учебного марш-броска. Бойцы попытались срезать путь через болото, входят в туман и попадают в 1941 год. Не желая изменить ход истории, они стараются держаться далеко от боевых событий. Как они не скрывались, но попадают в плен. Теперь им необходимо сбежать от немцев и забрать у врага автомат Калашникова. Сюжет фильма интересный. В нём есть интрига, завлекающая внимание зрителей, но игра актёров слабая. Продолжение ремейка «Туман - 2» (2012, РФ) повторяет сюжет фильма «Мы из будущего - 2». На этот раз бойцы во время празднования Дня Победы вновь перемещаются к событиям Великой Отечественной войны. Фильм оказывается более провальным, чем его первая часть.

«Молодая Гвардия» (1948)

На основании одноимённого романа Александра Фадеева снят фильм «Молодая Гвардия» (1948, СССР) режиссёр Сергей Герасимов. Фильм посвящён комсомольцам, ведущим непримиримую борьбу против захватчиков. К тому времени следствие военной прокуратуры определило настоящее имя предателя. Им оказался Геннадий Почепцов. Фильм пришлось полностью перемонтировать. В 2006 году выпустили ремейк «Последняя исповедь» (2006, РФ), режиссёр Сергей Лялин. Из сценария полностью удалили все упоминания о коммунистах, принимавших участие в подпольной борьбе, словно их никогда не было. Вместо коммунистов в сценарий поместили религиозный мотив с появлением персонажа Алёши-молчуна, которого фактически не было ни в романе Фадеева, ни в оригинале фильма «Молодая гвардия».

В ремейк ввели главного отрицательного героя - начальника немецкой жандармерии Краснодонского округа Эрнста-Эмиля-Ренатуса, который реально существовал и действовал на территории Украинской ССР. Попав в плен, он был осуждён за свои преступления и умер в Советском лагере немецких военнопленных в 1950 году. Вопреки исторической правде, в фильме Лялина нацистский преступник остаётся в живых и приезжает на место своего преступления, чтобы вспомнить о прошлом. Замысел режиссёра не совсем понятен. Судьба защитников Родины его меньше беспокоит, чем жизнь нацистского преступника. В 2015 году режиссёр Анна Суворова (Антонец) снимает 12-и серийный сериал «Молодая гвардия» (2015, РФ). Фильм вышел на экраны ТВ в преддверии празднования 70 лет Победы над фашизмом.

Уже в первой серии комсомолец, член штаба организации «Молодая гвардия» Сергей Тюленин, удостоенный посмертно звания Героя СССР (1943), ордена Ленина (1943), медали «Партизану Отечественной войны» 1 степени – показан в роли главаря уголовной шпаны, промышляющей воровством на базаре Краснодона. Ведёт он себя подобно дворовой шпане из фильма «Республика ШКИД» (1966, СССР). Для накала страстей и правдоподобности в фильм ввели семью евреев, которую Виктор Петров пытается спасти. Немецкий офицер убивает еврейскую девушку. Историческая достоверность ничто по сравнению с желанием превратить в экшен фильм о подпольщиках, соблюдающих строгую конспирацию. Ради зрелища можно сюжет изменить и добавив в погоню за немецким офицером на мотоцикле. В револьвере Виктора патронов столько, что можно стрелять бесконечно. Зритель в процессе погони выстрелы не считает. Главное догнать немца, объявить приговор от имени Советской власти и убить врага. Одни и те же штампы и клише встречаются повсеместно в современных ремейках российского кинематографа. Может для создания таких фильмов методичка есть?

(с) Виктор Пленкин

похожие фильмы:
Добавить отзыв