Битва на Неретве (Италия, Югославия, ФРГ, 1969)

( 3 оценки, среднее 3.33 из 5 )

битва на неретве смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве«Битва на Неретве» (1969) — югославский военный фильм. Фильм основан на реальных событиях истории Югославии времён Второй мировой войны. Самый высокобюджетный фильм в истории кинематографа Югославии.

Европа в начале 1943 года. По личному приказу Гитлера генералы начали исполнять план «Вайс» — уничтожение партизанского государства. Немецкие и итальянские части, составленные из 18 дивизий, при помощи отечественных предателей оттеснили главные Силы Народно-освободительной армии.

Соотношение вражеских и партизанских частей было 6:1. Кроме того, у партизан было 4500 раненых и сыпотифозных бойцов. Ставка, больные и раненые попали в окружение в долине реки Неретвы. Остался только мост через бушующую и ледяную Неретву. На противоположном берегу ждали сильные вражеские части, подготавливаясь к кровавой резне раненых бойцов и беспомощного народа. Тито приказал взорвать мост на Неретве. Удивленный враг сейчас же перебросил свои части на другую сторону, предполагая, что партизаны попытаются вырваться из кольца окружения.

Партизаны же врагу подготовили совсем неожиданный сюрприз. В течение ночи они построили возле разрушенного моста монтажный временный мост, через который переправили части, раненых, больных, а также и все гражданское население, которое было с партизанами.

Фильм «Битва на Неретве» (1969) смотреть онлайн:

Альтернативный источник фильма «Битва на Неретве»

Hvala vam, partizani!

Не так давно на экраны вышло очередное творение Кристофера Нолана. Впрочем, у отечественного зрителя оно не вызвало особых восторженных отзывов, как это было с целым рядом других его картин. Причин тому несколько, одна из которых состоит в следующем: этот фильм исторический. Нет, конечно, за последние годы вышло немало фильмов, относящихся к сфере Клио. И некоторые из них были восторженно встречены зрителями. Вот только к истории они имеют мало отношения.

Нет, здесь дело вовсе не в том, что авторы фильма допускают какой-то вымысел (умышленно или неосознанно, неважно). Как правило, мы просто не совсем верно трактуем данный термин. Кажется, что для того, чтобы сделать фильм историческим, достаточно обратить его в прошлое. Всё, дальше можно творить, что душе угодно. Здесь мы, однако, теряем из виду важную особенность, которая должна быть присуща любой картине, которая именует себя исторической — представление «другого». В этом должен быть ключ понимания любого исторического кино. Де факто, любое событие можно трактовать, как явление прошлого. Даже то, что мы сегодня утром прочитали газету, выпили кофе, совершили пробежку, неважно. Но мы же не называем это историей! Историей мы привыкли называть то, что уже ушло от нас, трансформировалось, пусть и несильно, но в уже в иную социальную реальность, в чем-то непонятную для нас. И вот в определенной конструкции этой социальной реальности и должны представать исторические фильмы. Внимание зрителя следует приковать к демонстрации процесса и особенностей времени. В этом и заключается credo исторического кино.

Да, безусловно, «Дюнкерк» не лишен определенных штампов и нововведений. Его есть за что покритиковать, как, впрочем и любое кино. Однако это не отменяет львиную долю его достоинств, главная из которых описана выше.

К чему же здесь присутствует столь пространное изложение новой картины англо-американского режиссера? Вероятно, потому, что «Битва на Неретве», судя по отзывам, столкнулась со схожей проблемой. Этот фильм откровенно не понимают.

Сразу скажем, что, вполне вероятно, исторического в нем заметно меньше, чем в том же «Дюнкерке». Фильм не лишен и некоторых иных недостатков. Он явно создавался с определенными целями (неслучайно для него был выделен столь астрономический бюджет, который, с учетом инфляции, вполне переплюнет многие современные блокбастеры).

Тем не менее это не значит, что фильм плох, «клиширован» и неинтересен. Хотя, конечно, он не для всех. Картина скорее не для любителя, а для подготовленного. Подготовленного воспринять и понять то, что происходит на экране. Понимающего всю сущность, представленных событий.

Через два года фильму исполнится уже 50 лет. Самой же битве на Неретве и того больше. За это время осознание людьми реальности да и сам мир существенно изменились. Необходимо понимать, что картина создавалась отнюдь не для нас, а для определенного зрителя, учитывая его интересы, взгляды и потребности. Необходимо учитывать и прогресс, имевший место на момент создания картины, а также целый ряд иных факторов. В этом и заключается понимание «другого».

Битва на Неретве, возможно, ключевое событие для югославов в годы Второй мировой. Как для нас Сталинград. Поражение в ней ставило под вопрос существование партизанского движения. К слову, самого сильного в Европе (если, конечно, не считать советских партизан). Вовсе не французское сопротивление, о котором сейчас говорят все кому не лень, желая забыть подвиг советского народа, а югославское оказало наибольший отпор коричневой чуме. И это в разоренной стране, где фактически шла война «всех против всех». Где партизанам приходилось сражаться не только против оккупантов, но и огромных сил коллаборационистов. Сражаться на протяжении четырех лет и, в конце концов, победить вместе с Красной армией.

Как говорится, отсутствие идеологии — тоже идеология. Не лишена идеологии была и коммунистическая Югославия. Страна — феномен, которая на протяжении сорока лет держалась единым кулаком под руководством одного человека. А затем, как карточный домик, рассыпалась под грузом проблем и противоречий. «Битва на Неретве» — одна из попыток показать единство югославского народа. Показать, что единая и здравая цель может победить любые разногласия, даже на национальной почве.

Но, как показала история, все это в итоге ни к чему не привело. Остается лишь надеяться, что смерть и разрушения на югославской земле, также как и этот фильм, ушли в прошлое.

похожие фильмы:
Добавить комментарий